Квента
Имя-Скорпион
Прозвище – Белый ниндзя
Возраст-30лет
Пол-Мужскои
Расса-человек
Класс - японский воин ниндзя
Професия-наемник
Религия-будизм
Национальность - Русский
Характер – спокойный одиночка не любит много шуму любит природу нравятся труднодоступные девушки поведение спокойный любит немного выпить прохлаждающие напитки
Внешность-Тело сложение накаченое рост 185 вес 80кг, лицо- лицо закрыто маскои видно глаза волосы не видно и за специального цвет глаз белый ,одежда - черный костюм ниндзя без рукавов оспецальная обувь подошв в иде тапк зделан раеденяющия большо палец от остальных на спине спецальные ножны для меча нидзя-то на поесе на левом боку 6 мест под звезды.
Умения- отличная акробатика владения любым видом оружия знания всех боевых искусств знание болевых точек
Способности врожденные -быстро учится преобретеные -выносливость может тоскать на себе до 60кг удар в 1500кг
Вещи – на ремне весят три бутылочки по 0,5л весом 500г каждая в впервой бутылке серная кислота во второй азотная кислота в третей вода для питья аптечка запазухои 6 бинтов длиною два метра шириною 7см вес каждой упаковки бинта 50г
Оружие-меч ниндзя длина 600мм ширина25мм длина толщена 5мм ручки 15см толщена ручки 3мм ширина ручки 3см состав адаман выкованый в японской кузнице меч освещен в японском храме шоу -линь вес меча 3кг ручка выполнена по спец заказу из красного дерева обмотаня кожожаиМеч ниндзя - один из самых любопытных предметов в арсенале японских <воинов ночи>. И дело даже не в особой хитроумности его устройства - с этой стороны как раз все просто, а в том огромном количестве нелепиц и лжи, которое в настоящее время сообщается о нем в многочисленных популярных изданиях. Что же реально представлял собой этот загадочный меч ниндзя-то?
Hа основе дошедших до наших дней образцов этого оружия, Hава Юмио описывает синоби-гатану следующим образом.
Рукоять меча (цука) ниндзя была цельнометаллической. Ее оплетали шнуром черного цвета. В отличие от стандартных мечей, в оплетку рукояти синоби-гатаны не вплеталось украшение мэнуки. Гарда у ниндзя-то была квадратной и довольно массивной. Деревянные ножны либо просто покрывались черным лаком, либо сначала обтягивались кожей и лишь затем крылись лаком. Hикаких украшений на них обычно не было. Hа конец ножен надевалась отточенная железная головка кодзири. Для прочности ножны охватывались одним металлическим кольцом. К специальному выступу с отверстием на ножнах куригата крепился более длинный, чем обычно, шнур сагэо - около 3,6 метров. Сам клинок обычно был относительно коротким.
И все. Hичего не заметили? Здесь нет ни слова о том, что <шпионский> меч был прямым! Действительно, ни в музее нин-дзюцу в Ига Уэно, ни в ниндзя-ясики в г. Конан я таких мечей не видел. Кроме того, прямые мечи ниндзя-то не описаны ни в работах японских историков нин-дзюцу, ни в японских же энциклопедиях по традиционному оружию, ни в справочниках по мечам. Судя по всему, прямые ниндзя-то - выдумка режиссеров боевиков. И если кто-то попытается демонстрировать вам <технику фехтования ниндзя> с прямым мечом в руках, можете быть уверены - перед вами жулик. И никакие утверждения вроде: <А у нас в школе было так:>, - здесь не проходят. Как не проходят и объяснения, что ниндзя не имели возможности изготовить или купить качественный меч и потому делали свои мечи прямыми и довольно грубыми. Hет. Hиндзя ценили качественное оружие не меньше самураев, да и средств у них на его приобретение вполне хватало. Кроме того, у прямого меча по сравнению с обычной катаной очень много недостатков в бою.
Главной особенностью шпионского меча была его функциональность. Для того чтобы ножны ниндзя-то (сая) не привлекали к себе внимание нескромных глаз, их делали очень простыми, лишенными всякой красивости, но прочными, чтобы их можно было использовать в качестве дубинки или как подвесной насест при длительном наблюдении за врагом. Hередко ножны были сантиметров на десять длиннее клинка. В образовавшуюся пустоту помещали различные мелкие предметы: бо-сюрикэны, секретные документы, ослепляющий порошок и т.д. У некоторых образцов наконечник ножен (кодзири) снимался, благодаря чему ножны можно было использовать как духовое ружье для стрельбы отравленными иголками или как трубку для дыхания под водой.
Более длинный, чем обычно, шнур сагэо также давал лазутчику массу преимуществ. Его использовали для связывания, устройства ловушек и т.д. и т.п. Синоби даже кодифицировали так называемые <семь искусств сагэо> - сагэо сити-дзюцу, о которых подробнее будет говориться далее.
Гарда (цуба) синоби-гатаны, как уже говорилось, была квадратной со стороной около 8-10 см и толщиной около 5 мм. Такая простая форма лучше соответствовала специфике работы ниндзя, использовавших гарду как ступеньку при влезании. Кроме того, большой квадратной гардой с заточенными краями и углами можно было располосовать лицо противника в ближнем бою, а стальным набалдашником ножен кодзири пробить ему грудную клетку или выбить глаз. Правда, такие необычные гарда и кодзири не могли не бросаться в глаза и должны были постоянно привлекать к себе внимание.
Hава Юмио указывает, что акулья кожа, которой отделывались рукояти японских мечей, при попадании на нее воды сильно разбухает, и мечом становится пользоваться неудобно. Поэтому для защиты от воды ниндзя покрывали акулью кожу лаком (такие образцы мечей действительно встречаются в коллекциях), а сверху закрывали еще и оленьей кожей, которая от воды, наоборот, сжимается, и обматывали нитью.
Мечи ниндзя, как правило, были относительно короткими, так как длинный меч является обузой во время разведывательных операций, когда надо продираться сквозь буераки и буреломы, лазить по деревьям и стенам. Длина клинка синоби-гатаны, судя по сохранившимся образцам, колебалась в пределах от 42,5 см до 54,5 см. При этом клинок был относительно толстым и широким и обладал прекрасными рубяще-режущими качествами.
В отличие от стандартных мечей, которыми пользовались обычные самураи, на клинке синоби-гатаны как правило не было ни желоба для стока крови, ни гравировки, так как гравированный меч легче поддается ржавчине при попадании на него воды (а ниндзя, как известно, то и дело приходилось форсировать реки, рвы, действовать под проливным дождем), а меч со стоком при рубке издает характерный свист, который может выдать синоби врагу.
Хочется отметить один любопытный факт. В западной и отечественной литературе почему-то модно описывать ниндзя-то не по сохранившимся подлинникам, а по испанским подделкам-имитациям. Вот как описывает синоби-гатану уже поминавшийся в этой главе Валерий Момот: <Кроме того, синоби-сайа (правильнее сая - прим. автора) часто оканчивается дополнительной заглушкой-пеналом с конусообразным кончиком, в котором имеется прорезь для универсального метательного ножа (хранящегося в нем же), который можно не только метать, но и, вставляя в прорезь и фиксируя его там, превратить ножны в короткое копье:
* В современных модификациях ниндзя-то под гардой очень часто имеется фиксатор для закрепления двух тонких сякэнов (метательных звезд):
* За гасира (правильнее касира - прим. автора) в рукояти меча ниндзя чаще всего скрывался еще один тайник, в котором воин-тень мог носить ослепляющую смесь или порох, яды, лекарства и т. п. Гасира в ниндзя-то не служит для укрепления шнура, а является крышкой для полости в цука, удерживающейся в рукояти за счет двух распирающих изнутри упругих пластинок>.Сюрикиэн В Японии ручное метательное оружие - копья, дротики, топорики и т.д. - большого развития не получило. Исключение составляют, пожалуй, лишь знаменитые метательные лезвия, которые по-японски называются "сюрикэн".
В популярном сознании сюрикэны неразрывно связаны с образом "воина ночи". Поэтому их нередко называют "звездами ниндзя". Однако в действительности, метательным оружием такого рода широко пользовались все японские воины, но именно для ниндзя оно стало как бы "визитной карточкой". Звезды и стрелки можно легко спрятать в одежде и использовать для тайного убийства исподтишка, что предопределило их популярность в среде "невидимок". Зажав сюрикэны подходящей формы в обеих руках, ими можно колоть, рвать, вспарывать как кастетами в рукопашном бою. Кроме того, сюрикэны использовались как кресала для высекания огня, как вспомогательные средства при лазании по деревьям и т.д.
Искусство метания сюрикэнов восходит к технике метания различных ножей - от танто до короткого меча вакидзаси, а также специальных метательных стрел утинэ. Считается, что предшественниками сюрикэнов были различные предметы снаряжения и вооружения, которые при условии некоторой сноровки можно было использовать для метания, вроде короткого дротика (кояри, тэяри), заостренной пилки (ядзири), ручного острия для пришпоривания коня (ума-бари) и т.д.
Виды сюрикэнов
Видов сюрикэнов существует огромное множество, но в целом все метательные снаряды такого рода можно разделить на две группы: метательные "стрелки", или бодзе-сюрикэн ("сюрикэн-палочка"), и метательные пластинки, или сякэн (курума-кэн - "меч-колесо").
Бодзе - сюрикэн, в свою очередь, разделются на палочкообразные (хасидзе; "хаси" - палочки для еды), клинообразные (кусабигата), веретенообразные (босуйгата), пластинчатые (хэйтегата), иглообразные (харигата), гвоздеобразные (кугигата), ножеобразные (тантогата) и др. Всего специалисты насчитывают до 50 видов бодзе - сюрикэн.
Техника метания таких сюрикэнов изучалась во многих школах бу-дзюцу: Катори Синто-рю, Нэгиси-рю и др. Однако ниндзя из Ига и Кога предпочитали им знаменитые "звездочки", или сякэн. Видов сякэн известно также немало: крестообразные (дзюдзи), шестиконечные (роппо), звездообразные (хосигата), восьмиконечные (хаппо), свастикообразные (мандзи), трехлучевые (санко), в виде железного кольца (тэккан), "текущей" свастики (нагарэ-мандзи), отверстия от гвоздя (кугинуки), "ежика" (тэцумари) и т.д. Их тоже насчитывают свыше 50. Особо следует остановиться, пожалуй, на таких видах сякэн, как тэцумари-сюрикэн и мандзи(нагарэ-мандзи)-сюрикэн. Тэцумари-сюрикэн делали из двух металлических колец в форме колеса ветряной мельницы. А мандзи-сюрикэн и нагарэ-мандзи обрабатывали ядами и предназначали для нанесения царапающих ран.
Приемы метания сюрикэнов
В дошедших до наших дней рю, в программу обучения которых включено сюрикэн-дзюцу - Катори Синто-рю, Нэгиси-рю и др., используются самые различные способы метания сюрикэнов. Броски выполняют из разных позиций, по разным траекториям.
В технике метания бодзе-сюрикэн различают бросок с полуоборотом (ханкайтэн-дахо) и бросок без оборота (т ку-дахо). При броске вращение вокруг поперечной оси стараются свести к минимуму. Хорошо сбалансированный бодзе -сюрикэн летит почти по прямолинейной траектории. Проще всего вонзить в цель сюрикэн, заточенный с обоих концов.
Сякэны же метали, как правило, сериями, очень быстро, один за другим. Бросают их обязательно "с подкруткой", что обеспечивается смещением захвата к периферии снаряда и "щелчковым" движением кисти. Благодаря вращению, полет пластины становится более устойчивым, а при горизонтальном броске пластина своей плоскостью опираетс на воздух (эффект крыла), что значительно увеличивает дальность и точность броска.
Однако Нава Юмио отмечает, что в старинных наставлениях по нин-дзюцу мы нигде не найдем описаний способов метания сюрикэнов. Вероятно, этот факт можно истолковать двояко. С одной стороны, сюрикэн могли считаться секретным оружием, и в таком случае ученик получал наставления об их использовании только из уст своего наставника. Однако, учитывая широкое распространение сюрикэнов среди японских воинов, это представляется маловероятным. Скорее, способы метания лезвия попросту не были кодифицированы, и каждый боец вырабатывал собственные способы бросков.
Ниндзя должен был научиться метать сюрикэны из любого положения - стоя, сидя на коленях, лежа, на бегу, под любым углом, правой и левой руками, по разным траекторим, с выхватыванием из разных мест - из-за отворота куртки, из-за пояса, из нарукавников или обмоток и т.д. Например, в Катори Синто-рю в разделе сюрикэн-дзюцу изучают 7 базовых способов метания (омотэ-но сюрикэн), 8 способов средней сложности ("гоге-но сюрикэн" - "сюрикэны 5 первоэлементов") и 9 секретных способов (гокуи-но сюрикэн).
Сюрикэны совсем не обязательно метали по одному. Известны способы метания одновременно двух и трех сякэн. Благодаря одному такому броску ниндзя мог разом оставить своего преследователя без обоих глаз, ранить обе ноги.
На какой же дистанции сюрикэн действительно опасен? Нава Юмио указывает, что дальность эффективного огня из японского фитильного ружья - около 55 метров, из лука - около 30 метров. Бодзе-сюрикэн можно прицельно метать на дистанции в 7-8 метров, а сякэн - 12-16 метров. О скорости метания сюрикэнов рассказывает следующая пословица, имевшая хождение среди последователей бу-дзюцу: "икки гокэн" - "один вдох-выдох, пять ножей", а согласно Наве Юмио, пять сякэнов бросают за 10-20 секунд.
При этом дистанци боя с противником, вооруженым копьем, алебардой или кусари-гамой, составляет около 5 с половиной метров. Дистанцию в 12-15 метров противник пробегал за каких-нибудь 2-3 секунды. Будучи вооруженным копьем, он выходил на удобную для себя дистанцию и того быстрее. Следовательно, у бойца вооруженного сякэном или бодзе-сюрикэном при лобовом столкновении времени хватало лишь на один, максимум два броска в стремительно набегающую цель. В такой ситуации вряд ли можно вести эффективный прицельный огонь. Скорее, бросок сюрикэна преследовал цель напугать противника, задержать, отвлечь его внимание. Затем надо было переходить к бою на стандартном оружии, каковым чаще всего являлся меч. Поэтому во всех школах, включавших раздел сюрикэн-дзюцу, изучались способы метания с последующими ударами мгновенно выхваченным мечом.
Мишенями при метании сюрикэнов были глаза, точка между глаз, виски, дыхательное горло, область сердца, различные узвимые места на руках и ногах (как правило те, где артерия проходит неглубоко) и другие. Так как главные мишени находятся на лице, метание сюрикэнов отрабатывали на круглой мишени диаметром около 24 см. Считается, что именно таково среднее расстоние от точки между глаз до яремной ямки. Впрочем, сами ниндзя называли сюрикэн-дзюцу "искусством, не превышающим третьей части" (самбука-но дзюцу), имея в виду, что попадание в мишень хотя бы одного сюрикэна из трех уже является успехом. Поэтому умение в мгновение ока осыпать область мишени градом сюрикэнов ставилось выше умения попадать сто раз из ста. Кроме того, ставка делалась и на яд, покрывавший лезвие.
Сюрикэны использовали не только для нанесения урона живой силе врага. Ниндзя прорезали ими стены, загородки и ширмы, поддевали гвозди, просверливали дырочки для наблюдения, взламывали замки, использовали как подножки при лазании по деревьям и стенам и т.д. и т.п.
В рамках каждой из крупных традиций нин-дзюцу - Ига-рю, Кога-рю и Нэгоро-рю - сложились одноименные школы сюрикэн-дзюцу, но мы не располагаем о них практически никакой конкретной информацией.
Способы ношения сюрикэнов
Считается, что ниндзя носили сякэны в кожанном мешочке на правом боку, а также рассовывали по разным потайным кармашкам: за отворотом, за спинной дощечкой брюк-хакама, в поясе. Бодзе-сюрикэны скрывали в нарукавниках, ножных обмотках, в оплетке ножен и т.д. Ниндзя мог иметь с собой до двух дестяков сякэнов и с десяток бодзе-сюрикэнов.
Изготовление сякэнов
Звездочки-сякэны изготавливали самых разных размеров. Размер зависел от роста владельца, его веса, физической силы, дистанции метания и т.д. Чаще всего встречаются образцы с диаметром от 115 мм до 175 мм. Соответственно вес звездочки варьировался в диапазоне от 5 до 30 моммэ.
Легкие по весу сюрикэны можно метать с большой скоростью, но точность при этом остается низкой, а раны получаются неглубокими. Зато их можно носить в большом количестве. "Скорострельность" при метании тяжелых "звездочек", напротив, ниже. Но они лучше идут в цель, ими можно причинить очень тяжелые раны.
Толщина "звездочек" также сильно варьировалась. Они могли быть тонюсенькими, как лезвие бритвы, или очень толстыми - до 1 бу (3,03мм). Обычно сякэны имели утолщение в центре, а их лучи плавно истончались к кончикам. Это обеспечивало "звездочке" лучшую устойчивость в полете и соответственно точность попадания.
Обычно сюрикэны выковывали из высококачественной стали и во время доводки истончали в нужных местах напильником. Процесс изготовления многолучевых сякэнов был довольно сложным и трудоемким. Как правило, их вырубали зубилом из толстой пластины, а затем доводили до кондиции напильником.
Нава Юмио подробно описывает процесс изготовления дзюдзи-сюрикэна (крестообразного сюрикэна) весом в 20 моммэ. Для этого брали стальную болванку весом около 23 моммэ. Ее сильно накаляли и расплющивали в круглую лепешку. Затем, стараясь не истончить болванку в центральной части, постепенно ударами молота делали 4 усика, придавая болванке общую форму дзюдзи-сюрикэна с толстой центральной частью и плавно истончающимися к кончикам лезвия. Затем удаляли с заготовки напильником лишний металл, доводя вес звездочки до необходимых 20 моммэ, шлифуя форму, чтобы "звездочка" была без неровностей и зазубрин, и заостряя кончики лезвий.
Если же изготавливался восьмилучевой сюрикэн, то сначала делали крестообразный сюрикэн, а затем зубилом делили лезвия хорошо нагретой болванки пополам и разводили немного в стороны. Затачивать лезвия нужно было равномерно с обеих стороны, иначе точность бросков была бы крайне низкой.
Особую сложность в изготовлении "звездочек" представляла закалка лезвий. Всем "лучикам" нужно было придать одинаковую степень твердости, так как в противном случае они могли сломаться или погнуться, сделав невозможным применение "звездочки". Конечно, для того, чтобы нагреть заготовку и бросить в холодную воду или масло, большого ума не требовалось, но при такой технологии лезвия нередко ломались, и вся работа шла насмарку. Поэтому требовалось найти какой-то более нежный способ закалки. Кроме того, необходимо закалять только самые кончики "лучиков" "звездочки", чтобы она не утратила своей прочности и не разлетелась на куски при сильном ударе о твердую поверхность.
Вариант поочередного нагрева и закалки лучиков не подходил ввиду малого размера изделия: попробуйте закалить один луч, а потом нагреть другой так, чтобы первый остался холодным. Поэтому ниндзя делали в центре "звездочки" маленькое круглое отверстие, в которое пропускался тонкий длинный стальной прут. Установив его в горизонтальное положение и быстро вращая на нем раскаленную "звездочку", ее лучики опускали в холодное масло, благодаря чему обеспечивалась закалка только нужных частей лезвия.
Отверстие в центре "звездочки" обычно не заделывали, так как через него можно пропустить шнур, чтобы нанизать на него еще несколько сякэнов и сделать удобную в переноске связку. Однако из-за того, что сякэн с дыркой издает в полете легкий свист, иногда для полной шумовой маскировки отверстие заделывали свинцом.
Окраска сюрикэнов
Всем известно, что ниндзя стремились к полной невидимости в темноте. Поэтому они использовали темные маскировочные костюмы, выкрашивали оружие и ножны в черный цвет. Точно так же свои сюрикэны "невидимки" окрашивали в черный цвет, чтобы при метании ночью предательский отсвет лунного света не выдал его врагу.
Для этого перед закалкой раскаленный сюрикэн с усилием протирали куском шелка. Шелк горел, и его пепел намертво прилипал к поверхности железа, в результате чего сюрикэн становился совершенно черным. Такое черное покрытие не только обеспечивало невидимость оружия, но и защищало его от ржавчины.
Яды, убивающие при попадании в кровь.
Именно такими ядами ниндзя смазывали свои "звезды смерти" сюрикэны, наконечники стрел, стрелки фукибари. При попадании в кровь они вызывали почти мгновенный паралич дыхательной системы и сердца, влекший за собой смерть человека. Получали такой яд из сока растения торикабуто (японский борец). Считается, что яд торикабуто изобрели древние жители японских островов айны (эдзо), которые обрабатывали им наконечники своих стрел и с их помощью валили медведей.
При отсутствии яда торикабуто жертву можно было отправить на тот свет и с помощью сюрикэна, смазанного конским навозом. В конском навозе содержится множество болезнетворных бактерий, вызывающих заболевание рожей (рожистое воспаление), нередко влекущее смерть больного.
Интересно, что с этим ядом, что называется "на своей шкуре", смогли познакомиться американские солдаты во время вьетнамской войны: вьетнамцы так же, как и ниндзя, окунали свои ножи и штыки в лошадиный навоз и кровь.
История – Настоящие имя не помнет родился в Российской Империй как попал в Японию не помнет Вырос в Японии в мельником городке Токио учитиль обучил боевому искускуству и отправили на службу к богатому господину защищать его крестьян в 21 год в ступил в клан черный дракон один из кланов ниндзя был изгнан в 25 лет из клана зато что помог бежать другу 5лет странствовал по миру наконец-то закончил свои путь в Европе жил в тавернах гостиницах в 30 лет стал наемником хоть это запрещено за пределами Японии оружие было подарено учителем за хорошую учебу дальше провал в памяти помнет то что очнулся в замке холодны ветер и увидел девушку Аэрону хозяйку замка у которой я стал работать телохранителем узнал что был брат Темный Воин который был убит оказался что полно сестер на этом моя история закончена
О классе ниндзя- Нидзюцу (по др. источникам ни разу не дзютсу) — древнее искусство загадочных нидзя. Оно берет свое начало от мистического учения рейки (яп. маленькие доски) и ныне представляет собой совокупность многих тысяч смертоносных техник (дзютсу), происходящих из Японии, Китая, Южной Кореи. Самой популярной японской техникой в нидзюцу уже более пятидесяти лет остается рессора от «Сузуки», или, говоря по-японски, ресора-дзютсу. Грамотный удар такой ресорой способен вывести из равновесия самого умудренного противника. После этого решающего удара, нидзя часто применяют бутса-дзютсу, или орава-дзютсу, что однозначно решает исход боя в их пользу.
Практически любой предмет, путем присоединения к нему слова «дзютсу», может стать смертоносным оружием нидзя. Так появились на свет яма-дзютсу (бросок с горы), бансай-дзютсу (удар цветочным горшком), оригами-дзютсу (удар толковым словарем под коленку) и сенсей-дзютсу. На последнем стоит остановиться подробнее. Умение вовремя спрятаться за спину сенсея — важнейшее условие выживания нидзя. Сенсей-дзютсу ныне очень популярно на форумах, где ограниченная сфера контакта не позволяет применить другие техники: оймнепора-дзютсу, или явкнигечитал-до.
О прикладной направленности школы говорит тот факт, что более шестидесяти процентов случаев нанесения тяжких телесных повреждений совершаются с помощью бытовой техники — быто-дзюцу. Так что если по соседству с вами кого-то бьют китайским утюгом, или рессорой от «Сузуки» — знайте: это нидзя — таинственные воины востока.Нобунага расправился с возможными конкурентами, не остановившись даже перед убийством младшего брата Нобуюки, обвиненного м в тайных связях с врагами, и некоторых других членов семьи, которые могли представлять хоть какую-то угрозу его
монополии на единоличную власть. На это ушло ни много ни мало - 7 лет, пока старая фамилия Ода не была почти полностью истреблена, а Нобунага не подчинил своей власти всю провинцию Оми. После этого Нобунага приступил к завоеванию владений соседей.
К излюдленным хитростям Оды относились использование его войсками знамен и гербов врага, неодиданные атаки в самый неподходящий для противника момент: под покровом ночи, во время ливней с ураганными ветрами и т.д. Португальский миссионер Луиш Фройш написал о Нобунаге: "Он действовал всегда скрытно... Он почти никогда не следовал советам подчиненных. Презирал японских императоров и князей, ни во что не ставил богов и идолов, не верил ни в какие пророчества и суеверия. И хотя сам принадлежал к буддийской секте Нитирэн, тем не менее твердо считал, что нет ни бога, ни бессмертия души, ни потусторонней жизни."
Нет ничего удивительного, что такой человек, как Ода Нобунага широко использовал службу шпионажа и тайных убийств. Своих агентов он называл кёдан - "[слушающими] болтовню на пиру", и это название красноречиво свидетельствует о характере их работы: подслушивание вражеских ращговоров, выведывание тайн на попойках. Правда, в большинстве случаев кёдан не были профессиональными шпионами. Как правило, это были обычные самураи, обладавшие определенными задатками для такой работы: хладнокровием, выдержкой, сметливостью, общительностью, умением скрывать свои тайны и мастерством в боевых искусствах.
Для выполнения особо секретных поручений Ода прибегал к услугам настоящих специалистов, профессиональных ниндзя, владевших всеми секретами своего мастерства. И, судя по всему, он умел выбирать прекрасных исполнителей своих тайных планов. Во всяком случае ниндзя Нобунаги прославились столь изощренными покушениями на жизнь других даймё, что некоторые историки считают, что именно он ввел моду на тайные убийства враждебных князей.
Хотя именно ниндзя Нобунаги прославились как исполнители самых невероятных убийств, сам он вошел в историю нин-дзюцу прежде всего благодаря своей лютой ненависти к "воинам ночи" из Ига и Кога - самым знаменитым агентам средневековой Японии. Казалось бы, с его пониманием роли шпионов, с его финансовыми возможностями, лучших партнеров чем славные семьи из традиционных "ниндзевских" регионов не найти, однако на деле между ними встала непреодолимая стена религиозной розни.
Ода Нобунага считал, что для объединения Японии необходимо сокрушить буддийские монастыри и иные религиозные объединения, которые в то время имели не меньшее могущество, чем сам сёгун. Проводя эту политику в жизнь, диктатор предал огню главный оплот школы Тэндай, знаменитый монастырь на горе Хиэй, уничтожил мятежную лигу Икко-икки и обратил в руины ее главный центр - монастырь Исияма Хонган-дзи.
Все эти "мероприятия" не могли не вызвать гнева у ниндзя Ига и Кога, которые поддерживали тесные дружеские контакты с крупнейшими буддийскими храмами и орденами ямабуси. В результате ниндзя развернули настоящую охоту на ненавистного врага. Но, благодаря надежной охране и незаурядному личному мужеству, князь неизменно выходил сухим из воды.
Конечно же Ода Нобунага не мог спокойно ждать, пока кому-либо из "ночных призраков" удастся добиться своей цели, и предпринял меры, чтобы искоренить "ниндзевский гадюшник" с корнем. Эта акция вошла в историю как величайгая битва ниндзя, мятеж в Ига годов Тэнсё - Тэнсё Ига-но ран.
Тэнсё Ига-но ран
Как уже говорилось, в период Сэнгоку-дзидай провинция Ига оказалась "бесхозной". Здесь не было даймё, и всю ситуацию контролировала коалиция госи. Лишь во второй половине XVI века группа влиятельных госи решила для прикрытия "посадить на престол" выбранного ими "даймё" Никки Дандзё Томоумэ. Никки реально никакой властью не обладал, положение его всецело зависело от настроеия "избирателей". А настроение это было чрезвычайно переменчиво. В результате, Никки оказался попросту вышвырнут за пределы Ига.
Однако Ига занимала чрезвычайно выгодное в стратегическом отношении положение - через нее проходила важнейшая дорога Токайдо, и претенжентов на нее было хоть отбавляй. В числе положивших глаз на "бесхозную" провинцию был и могущественный властитель соседней провинции Исэ - Китабатакэ Нобуо.
Этот Нобуо не был урожденным Китабатакэ. На самом деле он был родным сыном Оды Нобунаги, хитростью и обманом захватившим чужие владения.
Захват Исэ был одним из ключевых моментов стратегии Нобунаги. Через эту провинцию пролегали важнейшие дороги, и тот, кто мог их контролировать, мог контролировать ситуацию в стране. Поэтому Нобунага развернул широкомасштабное наступление на владения князя Китабатакэ Томонори. За месяц маневров и боев войска Нобунаги сумели захватить крепость Камбэ и важный замок Кувана, расположенный рядом с трактом Токайдо, а еще через две недели - и крепость Окавати.
Однако, хотя армия Нобунаги в те дни была, вероятно, самой боеспособной в Японии, победа давалась ей с большим трудом. Томонори оказался Оде Нобунаге противником под стать, и тогда коварный даймё решил использовать более утонченные "темные" методы.
После непродолжительных переговоров стороны согласились подписать мирный договор, который был скреплен усыновлением Китабатакэ Томонори двенадцатилетнего сына Оды, Нобуо. В те времена семейные связи имели весьма большое значение, и это было в порядке вещей.
Воспользовавшись поддержкой родного папаши и доверчивостью нового "родителя", Ода Нобуо отправил последнего на тот свет и завладел провинцией. В разработке заговора активное участие принял один из видных военачальников Нобунаги - Такигава Сабуробэй.
Таким образом, владения рода Ода вошли в соприкосновение с провинцией Ига. При взгляде на эту "бесхозную" территорию у Нобуо не мог не разгореться аппетит. Тем более что еще приемный "папа", Китабатака Томонори, приложил немало сил чтобы прибрать ее к рукам, и даже в качестве своего опорного пункта в Ига выстроил на горе Симоками Тодзимару-яма в городе Набари мощную крепость. В результате Набуо стал составлять планы захваты Ига.
Первым делом он приказал своему вассалу Такигаве Сабуробэю принять меры к укреплению крепости в Набари, которую решил использовать в качестве плацдарма. Однако некоторые оборонительные сооружения были еще недостроены, а Такигава, вместо того чтобы все делать в тайне, начал строительство с таким размахом, что это тотчас привлекло внимание местных госи.
Дзи-дзамураи понимали, что Ода Нобуо готовит вторжение в их земли. В июне 1578 года войска госи севера и юга провинции Ига во главе с Момоти Тамба неожиданно напали на замок Маруяма. Враг был застигнут врасплох.
Китабатакэ Нобуо был взбешен известием о сожжении крепости. Потерпеть поражение от кучки госи - какой позор! Его лучший военачальник Такигава был разбит как ни на что негодный недопесок! Он жаждал мести и требовал немедленного выступления в поход. Но большинство его вассалов, памятуя о страшной битве у крепости Маруяма, всячески старались оттянуть начало военных действий, убеждая князя собрать побольше войск. В результате подготовка к нападению на Ига заняла больше года.
В начале сентября следующего, 1579 года, 9000-ная армия во главе с самим Нобуо выступила из его резиденции в Мацугадзаки. Нобуо решил провести свою армию из Исэ в Ига тремя колоннами через 3 горных прохода. План вторжения держался в строжайшей тайне, лишь несколько главных военачальников были ознакомлены с ним. И все же ниндзя заранее сумели выведать планы Нобуо и вовремя оповестили о них предводителей коалиции дзи-дзамураев.
Поднявшись на недоступные для врага кручи, Ига-моно сначала затормозили наступление армии Оды, а ночью на 17 день 9 месяца незаметно окружили ее в ущелье на перевале Нагано, и дали генеральное сражение. Разгром армии Нобуо был полным и убедительным. Она понесла огромные потери, в строю осталось менее половины воинов, даже сам Нобуо едва не лишился жизни.
Узнав о разгроме Нобуо, его отец и повелитель Ода Нобунага направил гневное письмо в его адрес. Расчетливый и коварный Нобунага ругал сына за поспешность и авантюризм, назвав его безрассудный поход "непростительным". Суровый тон письма понять нетрудно: на этот раз, хотя и косвенно, была задета и его честь. Нобуо понял справедливость его слов, и в дальнейшем неукоснительно следовал распоряжениям отца.
Надо было готовиться к новому походу, но другие военные кампании отвлекали внимание Нобунаги. Когда же он наконец сумел расправиться с монастырем Исияма Хонган-дзи в 1580 году, настал черед провинции Ига.
Ода собрал всех военачальников в своем замке Адзути и приказал готовить войска к походу на Ига. Многие полководцы были в растеряности. Они не хотели связываться с коварными ночными убийцами, но в страхе перед гневом Оды им ничего не оставалось, как подчиниться.
План вторжения был разработан во всех деталях. Было решено наступать сразу с нескольких сторон, окружив Ига плотным кольцом войск. И без того маленькую армию госи необходимо было рассеять ударами с разных направлений, прижать к замкам и там блокировать, тем самым лишив ниндзя главного оружия - свободы маневра. На первый взгляд такой план мог показаться безумием - ведь по провинции были разбросаны десятки хорошо укрепленных замков, и выкуривать из них ниндзя пришлось бы месяцами. Ведение долгой осадной войны требовало немалых затрат, но Ода был готов и на это - только бы лишить ниндзя их главного козыря - свободы передвижений, и не дать им возможности бесследно скрыться в горах. В качестве консультантов были приглашены несколько перебежчиков из Ига и Кога - главы крупных семей ниндзя Цугэ, Таматаки и Тарао. Кроме того, Тарао Сиробэй Мицухиро, который позднее стал соратником великого дзёнина Хаттори Хандзо, вместе с другим ниндзя - Хори Хидэмасой - согласились возглавить отряды армии диктатора.
Для реализации плана была собрана колоссальная по тем временам армия - около 46.000 воинов. Для сравнения, по оценкам историков все население провинции Ига составляло в то время около 90.000 человек. Армию сопровождало также большое число синоби из враждебных Ига и Кога семей. Этим полчищам противостояло войско коалиции госи численностью приблизительно в 4.000 бойцов, 600-700 человек из которых были профессиональными ниндзя.
В 27-й день 9 месяца 1581 года войска Оды по шести дорогам лавиной ворвались в провинцию Ига. Объединенная армия дзи-дзамураев попыталась преградить захватчикам путь в горах на севере провинции, но под напором многократно превосходящего врага стала постепенно откатываться к югу.
Войска Нобунаги действовали зверски. Они выжигали целиком деревни и близлежащие леса, уничтожали посевы, но в сражения не вступали, специально оставляя защитникам Ига проходы к крепостям. Ниндзя постоянно совершали ночные нападения, устраивали засады, вырезали небольшие авангардные и арьергардные отряды, заманивали врага в ущелья и обрушивали на него камнепады. Однако все было тщетно, враг методично оттеснял их к старинным замкам.
Вскоре оказалось, что силы ниндзя расчленены и разбросаны по замкам, которые были обложены плотным кольцом войск Нобунаги. Прорвать осаду сил у них не было. Формально Нобунага еще не одержал ни одной победы, но фактически уже выиграл кампанию, навязав врагу свою игру.
На фоне отдельных успехов госи из Ига, все яснее становилось, что победа в конце-концов останется за многократно превосходящими силами врага. Через неделю после начала вторжения почти вся провинция лежала в дымящихся руинах. В центре Ига еще держался один лишь монастырь Каннон-дзи. На него было направлено острие главного удара армии Нобунаги. Сюда стягивалось все больше и больше войск, пока их численность не достигла 30.000 воинов. Судьба главного оплота госи Ига была предрешена.
После падения Каннон-лзи лишь на юге провинции еще в течении месяца, до конца 10 месяца, продолжал держаться замок Касибавара, родовое гнездо семьи Момоти. Оборону его возглавлял сам легендарный дзёнин Момоти Сандаю, и именно его изощренные уловки позволили этой крепости столь долго сопротивляться многократно превосходящим силам врага.
Казалось, разгром ниндзя был полным. В огне сражений погибли целые семьи. На территории Ига не осталось ни одного целого храма, стены замков зияли жуткими проломами. Деревни были обращены в пепел, а поля - выжжены и вытоптаны. В амбарах крестьян не осталось зерна для следующего посева. Большинство жителей бежало в леса. "Темное" искусство ниндзя оказалось бессильно перед вооруженной мощью диктатора, перед бронированной, многократно превосходящей ордой врага.
Но были ли ниндзя действительно сокрушены и изничтожены? Казалось бы, вопрос глуп по сути. Тем более, что речь только что шла о жуткой резне и зверствах солдатни Нобунаги. Однако все не так просто. Уже говорилось, что профессиональные шпионы и диверсанты в армии госи составляли 600-700 человек. Что же мы знаем об их судьбах? Из источников той поры известно, что часть из них небольшими группами разбрелась по разным провинциям страны и поступила на службу к разным даймё по всей Японии. Например, группы ниндзя пристроились в кланах Косити из провинции Ямато, Рюдзёдзи из провинции Ямасиро, другие укрылись в провинциях Тамба, Кавати и Кии, в княжестве Фукусима, где впоследствии возникла мощная школа нин-дзюцу Фукусима-рю, в княжестве Кага, где зародилась созданная на основе Ига-рю новая школа "искусства быть невидимым" - Этидзэн-рю. Еще 50 человек поступили на службу к могущественной семье Маэда, превратившись в "Ига-моно годзюнин-гуми" - "Отряд Ига-моно в 50 человек".
Многие ниндзя скрылись в горах и позднее поселились на земле под видом обычных крестьян. О том, сколь много было таких ловкачей, показывает тот факт, что, когда Токугава Иэясу проезжал через провинцию Ига и ему срочно потребовалась надежная охрана, его главный телохранитель и начальник разведки дзёнин Хаттори Хандзо запалил на перевале Отоги, что на границе Ига и Кога, сигнальные огни и в течение нескольких часов собрал отряд в составе 200 ниндзя из Ига и 100 из Кога! Причем это было всего лишь через год после "поголовного истребления ниндзя"!
Добавьте сюда "невидимок", о судьбе которых мы попросту не знаем и тех, кто подобно знаменитому Исикаве Гоэмону занялся разбоем и грабежом. Да погиб ли вообще хоть кто-нибудь из профессиональных "ночных воинов" во время Тэнсё Ига-но ран? Конечно, погиб. Но их были единицы в общей массе госи, крестьян, буддийских монахов... Кстати "вырезанные" после своего "истребления" едва не отправили на тот свет самого Нобунагу, когда тот решил лично удостовериться в полноте разгрома противника и в сопровождении многочисленной охраны приехал в Ига.
Ниндзя потерпели поражение, но не были уничтожены. Только ветер войны разметал их по всей стране, благодаря чему школы, связанные с классической традицией нин-дзюцу Ига-рю, стали появляться в самых разных уголках страны Восходящего солнца. И это очень важное следствие Мятежа в Ига годов Тэнсё. Важное, но не единственное...
Во время Тэнсё Ига-но ран была уничтожена коалиция госи Ига, из-за чего ниндзя как самостоятельная фигура на исторической сцене попросту исчезла, лишившись своей традиционной базы, своей земли, своего единства.
Ниндзя из Кога и Тэнсё Ига-но ран
Интересной была реакция ниндзя из Кога на смертельную угрозу для их извечных союзников из Ига. Известно, что между этими двумя группировками ниндзя всегда существовали дружеские отоношения, и они не раз сражались бок о бок на поле брани. Однако во время Тэнсё Ига-но ран госи из Кога не только не встали на сторону госи из Ига, но и открыли горные проходы армии Нобунаги: известно, что более половины войска заклятого врага ниндзя проникло в Ига по дорогам Цумэ, Таматаки и Тарао, которые контролировались одноименными семьями Кога-моно. Мало того, как уже говорилось, госи из Кога Тарао Сиробэй Мицухиро и Хори Хидэмаса лично командовали отрядами армии Оды. Таким образом, вековая связь между двумя группировками ниндзя неожиданно прервалась. Что же послужило тому причиной?
Незадолго до Тэнсё Ига-но ран провинция Оми также подверглась вражескому нашествию - в 1570 году войска Оды Нобунаги нанесли сокрушительный удар ее властителю Сасаки Ёситаке, на стороне которого обычно сражались Кога-моно. Трудно сказать, что происходило в то время в Кога. Но, вероятно, единства среди тамошних госи не было. Известно, например, что многие из Кога-моно двумя годами ранее поступили на службу к Токугаве Иэясу, воевавшему на стороне Оды. В этой ситуации часть Кога-моно хотела поддержать Сасаки, другая выступала за подчинение Нобунаге. Когда же выяснилось, что Ода начал готовить карательную экспедицию против Кога, госи обратились к Токугаве Иэясу, чтобы через него уладить конфликт.
Токугава лично обратился к Нобунаге с просьбой отказаться от похода на Кога, пообещав взамен нейтралитет тамошних госи. Ода не мог не принять во внимание просьбу своего могущественного союзника и был вынужден отказаться от плана поголовного истребления мятежников.
В результате многие госи из Кога присягнули на верность Нобунаге, а некоторые даже поступили к нему на службу. Поэтому во время Тэнсё Ига-но ран они не могли поддержать своих сородичей, но и в армию Оды они, в подавляющем большинстве не пошли. Что же касается поступка Тарао Сиробэя Мицухиро и Хори Хидэмасы, то он вызвал только презрение у остальных семей ниндзя Кога.
Исикава Гоэмон - японский "Робин Гуд"
Мало кто из современных японцев не слышал имени знаменитого разбойника конца XVI века Исикавы Гоэмона. Его подвиги красочно и с любовью описаны в многочисленных пьесах театров кабуки и дзёруги, в народных сказаниях и легендах.
По преданию, Исикава Гоэмон грабил и убивал богачей и раздавал добычу голодающим простолюдинам. Он был прекрасным мастером нин-дзюцу и, как утверждают легенды, запросто превращался в обыкновенную мышь. В целом Исикава сильно походит на благородного Робин Гуда, народного героя другого островного государства - Англии.
Реальная биография этого блестящего ниндзя известна очень плохо. По одной версии, он был уроженцем местечка Хамамацу, что в провинии Тотоми, а его настоящее имя было Санэгути Хатиро. По другой - сыном знаменитого "призрака" Момоти Сандаю и его лучшим учеником.
Не раз Исикаве поручались самые сложные задания, таившие в себе немалые опасности. Например, лн неоднократно пытался убить Оду Нобунагу, но удача постоянно отворачивалась от него.
Гоэмон выжил в страшной бойне Тэнсё Ига-но ран и сумел бежать в монастырь Нэгоро-дзи. Слава Гоэмона гремела по всей Японии. И однажды к нему обратился за помощью сам верховный советник Тоётоми Хидэцугу, не поладивший с дядей и решивший отделаться от родителя с помощью "невидимых убийц". По его заданию Гоэмон пробрался в резиденцию Хидэёси в замке Момояма, но убить не смог. Зато после этого все ищейки Тоётоми бросились по его следу и, в конце-концов, Исикава был схвачен и живьен сварен в котле с кипящей водой вместе со своим единственным сыном. Эта страшная казнь надолго сохранилась в памяти народной как свидетельство лютой ненависти и панического страха властителей Японии перед неуловимыми "демонами ночи".
Тоётоми Хидэёси и гибель монастыря Нэгоро-дзи
Тоётоми Хидэёси, захвативший власть в стране после гибели Оды Нобунаги, во многом продолжал политику своего предшественника, столь же нещадно расправлялся со своими противниками и громил буддийские монастыри: послал карательную экспедицию против горы Коя, спалил до ла Нэгоро-дзи. При этом, как полагают авторы некоторых работ по истории шпионажа, Хидэёси сам был прекрасно знаком с методами нин-дзюцу.
Хидэёси не раз прибегал к услугам кёдан и раппа, а своим военным советником назначил Такэнаку Ханбэя, который был прекрасно осведомлен в "темных, иньских методах войны". Придя к власти он нанял огромную армию шпионов и разработал способы их использования. В те времена основной проблемой с разведывательной информацией было то, что она постоянно запаздывал, ведь передвигались агенты, как правило, на своих - хоть и довольно быстрых - двоих, в лучшем случае - верхом. Чтобы решить эту проблему, Хидэёси приказал своим кёдан постоянно странствовать по всей стране, чтобы располагать полной информацией обо всем происходящем. Они должны были все время пребывать в движении в полном соответствии со строжайшим графиком, благодаря чему информацию, доставленную агентом, можно было сравнить с информацией, принесенной его соратником на следующий день и таким образом уяснить развитие событий и уточнить общую картину происходящего. Планируя начало военной кампании, Хидэёси всегда заранее направлял на вражескую территорию множество групп своих агентов с заданием составить подробнейший отчет о тамошних делах.
Таким образом, Хидэёси использовал шпионов чрезвычайно широко. Однако, как и Нобунага, он никогда не прибегал к улслгам ниндзя из Ига и Кога.
И на то были причины. Так, Ига-моно не раз пытались прикончить нового правителя, а ниндзя из Кога были ему неверны. Однажды, во время встречи Тоётоми с Токугавой Иэясу, ему стало известно о существовании тайных сношений между службой разведки Токугавы и отрядом Кога-моно, состоявших на его службе. Виновные, конечно же, были немедленно казнены, но после этого слуая Тоётоми навсегда отказался от услуг ниндзя из Кога и Ига. Кстати, этот эпизод очень показателен в том смысле, что ниндзя всегда тяготели к Токугаве Иэясу, который к буддизму относился вполне лояльно.
С именем Хижэёси связана гибель двух других мощных объединений ниндзя - сингонского монастыря Нэгоро-дзи и объединения Сайга. В период междоусобной войны между Хидэёси и Токугавой Иэясу, которая развернулась после гибели Оды Нобунаги, сохэи из Нэгоро вместе с бойцами Сайга стали на сторону Токугавы и ударили в тыл Хидэёси. И допустили роковую ршибку, так как Тоётоми в войне победил.
В отместку за предательский удар в спину в 1585 году Тоётоми бросил против ниндзя из Кии 25.000-ную карательную армию. В марте месяце она блокировала Нэгоро-дзи, в упорнейшем сражении разбила отряды монахов-воинов и предала монастырь огню. Лишь немногим ученым монахам удалось укрыться в Коя-сан - основном центре секты Сингон, а сохэи разбежались по всей стране. А еще через несколько дней, с падением замка Ота, пришел конец и мятежной лиге Сайга-икки.
Многие сохэи из Нэгоро и бойцы из Сайга, подобно уцелевшим ниндзя из Ига, стали поступать на службу к разным даймё по всей Японии. Например, большой отряд Нэгоро-сю во главе с Ивамабуро нанялся к семье Мори. Находившийся в то время в замке Хамамацу Токугава Иэясу тоже решил извлечь пользу из этой ситуации и пригласил к себе на службу Нэгоро Окаси и еще около 200 монахов-воинов, нашедших убежище в провинции Исэ. Монахи из Нэгоро были направлены в Эдо, где из них был сформирован отряд Нэгоро-гуми из 20 всадников и 100 пехотинцев, вооруженных мушкетами. Его командиром стал Нарусэ Хаято Тадаси Масасигэ, вскоре превративший буйных сохэев в образцовых солдат, после чего Нэгоро-гуми вошел в состав гвардии Токугавы Иэясу.
Среди спасшихся предводителей Сайга-икки был и Сайга Магоити Сигэтомо, основатель школы Сайга-рю нин-дзюцу. Сайга Магоити был сыном мелкого феодала Судзуки Садаю из поместья Сайга, что в уезде Умабэ провинции Кии, и имел небольшую крепость в поместье Киси в деревушке Хираи. С детских лет он стремился стать великим полководцем и долгие часы посвящал воинским упражнениям. Известно, что как только Цуда Кэммоцу начал обучать братию из Нэгоро-дзи стрельбе из ружей, Сайга Магоити стал одним из его первых учеников. А у брата Цуды - Сугинобо Мёсана - он изучал премудрости шпионской науки.
Поскольку Сайга Магоити получил основную воинскую подготовку в монастыре Нэгоро-дзи, школа Сайга-рю была во многом похожа на Нэгоро-рю. В ней также основное внимание уделялось использованию огнестрельного оружия. Однако из-за того, что в Сайга было много небольших бухточек, рыболовецких и торговых поселков, ниндзя из Сайга довели до высокого уровня искусство боя на воде. Другой оригинальной особенностью школы Сайга-рю было то, что в ее программу вошла особая традиция изготовления шлемов и доспехов, поскольку сам Сайга Магоити был прекрасным оружейником.
К периоду властвования Тоётоми Хидэёси относятся первые сведения об использовании шпионов в войнах с другими государствами. Так, во время так называемого Корейского похода своими подвигами прославился некий Ёдзиро (корейское Ёсира), вассал Кониси Юкинаги, с помощью интриг устранивший командующего корейским флотом адмирала Ли Сунсина.
"Путешествие" Иэясу Токугава по провинции Ига. Возникновение отряда Ига-гуми
После того, как армия Нобунаги превратила в пепел провинцию Ига, и многие ниндзя устремились за ее пределы, у даймё из разных концов Японии появилась прекрасная возможность пополнить свои армии настоящими профессионалами "плаща и кинжала". Одним из первых эту возможность оценил дзёнин Хаттори Хандзо Масасигэ, начальник разведки Токугавы Иэясу, который немедленно обратился к своему господину с предложением нанять беглых ниндзя. Иэясу поначалу не придал значения словам своего военачальника, но вскоре обстоятельства сложились так, что ниндзя Ига оказались для него единственным спасением.
Токугава Иэясу по приглашению Нобунаги находился с инспекцией в городе Сакаи (ныне префектура Осака), когда до него дошла весть об убийстве Оды в монастыре Хонно-дзи. В поездке его сопровождало лишь несколько приближенных вассалов - Хонда Тадакацу, Сакаи Тадацугу, Ии Иэмаса, Хаттори Хандзо, Анаяма Байсэцу и некоторые другие. Охраны у него с собой не было, а тем временем все дороги заполнили войска изменника Акэти Мицухидэ. К тому же путь в Окадзаки, родовой замок Токугавы, перекрыли взбунтовавшиеся крестьяне. Казалось, выбраться живым из вражеского окружения уже не удастся. По легенде, Токугава в отчаянии едва не совершил самоубийство, но Хаттори Хандзо сумел убедить его, что выход все же есть. Он предложил князю отступать через провинцию Ига и прибегнуть к помощи тамошних ниндзя. Поскольку это был единственный реальный план спасения, Токугаве ничего не оставалось как только согласиться с ним.
Хандзо немедленно помчался в местечко Тарао, что на границе Ига и Кога, и обратился за помощью к Тарао Сиробэю Мицухиро, главе одной из 53 семей Кога. Вскоре воины Тарао в качестве телохранителей окружили небольшую кавалькаду Токугавы, а Хандзо поднялся на перевал Отоги-тогэ, разделяющий Ига и Кога, запалил огни и стал подавать кодовые сигналы о немедленном сборе ниндзя на перевале. Когда Иэясу благополучно добрался до Отоги-тогэ, там его уже поджидал отряд в 300 синоби из Ига и Кога (200 ниндзя из Ига и 100 ниндзя из Кога).
На перевале Иэясу уселся в паланкин, а ниндзя во главе с Хандзо плотной стеной сомкнулись вокруг него и двинулись в путь по горным тропам. Часть "невидимок" постоянно обшаривала окрестные рощи и кусты, опасаясь засады.
Это был нелегкий путь. Ниндзя пришлось сражаться с бандитами и диверсантами Акэти. Мы почти не знаем подробностей этих столкновений. Известно только, что во время этого путешествия погиб один из близких друзей Токугавы - Анаяма Байсэцу, вырвавшийся несколько впереди группы. Но все же, не останавливаясь ни днем ни ночью, Токугава и его телохранители сумели миновать опасный район Кабуто и, переправившись через реки Кидзу и удзи, добрались до местечка Сироко в провинции Исэ, откуда Иэясу морем отплыл в свою вотчинную провинцию Микава и благополучно вернулся в Окадзаки. Об этом эпизоде имеется специальное упоминание в "Токугава дзикки" ("Подлинная хроника Токугава"), где он назван "Опасностью переезда через Ига".
Этот случай позволил Иэясу наглядно убедиться в невероятных способностях ниндзя и эффективности их организации. Кроме того князь высоко оценил их преданность. Таких воинов стоило пригласить на службу. Поэтому Иэясу щедро наградил предводителя ниндзя Хаттори Хандзо, и поручил набрать из участников операции отряд стражников (досин). Так на службе у семьи Токугава появился отряд Ига-гуми.
Под командованием Хаттори Хандзо отряд Ига-гуми принимал участие во многих сражениях. В июне 1584 года он захватил замок Нисиэ, чуть позже бился у горы Нио-яма в провинции Идзу, участвовал в осаде крепости Одавара и карательных экспедициях в провинцию Муцу против даймё Асааки. После смерти Хандзо в 1596 году Ига-гуми сражался в крупнейшей битве при Сэкигахаре (1600) и в двух осадах замка Осака (1615).
Став начальником секретной службы, Хандзо поместил своих ниндзя в качестве онива-бан - "садовников" - в замке Иэясу. Такая система обладала целым рядом плюсов. Во-первых, "садовники" постоянно находились поблизости от князя и были способны в любой ситуации защитить его от посягательств тайных агентов врага. Во-вторых, широкие просторные дворы замка позволяли ему или его начальнику разведслужбы незаметно отдавать приказы "садовникам"-ниндзя, которые немелденно отправлялись ввыполнять приказЮ переодевшись соответствующим образом в особой комнатке. После возвращения агентов, точно таким же образом можно было выслушивать их доклады, без риска быть подслушанным непрошенным гостем и не привлекая к себе внимания.
Самым опасным заданием среди онива-бан считалось назначение на разведку в княжество Симадзу в провинции Сацума: из 10 посланных туда шпионов возвращался только один - столь эффективной была тамошняя контрразведка, укомплектованная мастерами нин-дзюцу местной традиции Сацума-рю. Известно, что мэакаси Симадзу, выпытав секреты организации службы шпионажа Токугавы у кого-то из ниндзя Ига, многое переняли у своих врагов. В частности, в княжестве Симадзу для решения разведывательных задач тоже была создана служба онива-бан. Там она просуществовала до конца XIX века.
Хаттори Хандзо умер в 14 день 11 месяца 1596 года в возрасте 55 лет. Его наследником на должности начальника тайных агентов (оммицу-гасира) стал его старший сын Ивами-но Ками Масанари, человек крайне неуравновешенный и совершенно лишенный тех талантов, какими обладал его отец.
Тайная война Токугавы Иэясу
После смерти Тоётоми Хидэёси в Японии вновь сложилась взрывоопасная ситуация. Хотя походы Тоётоми вынудили могущественных даймё страны признать его власть, они не ликвидировали сепаратизма князей. Незадолго до своей смерти, предвидя возможность возобновления феодальных войн, Хидэёси создал верховный орган управления из 5 тайро - главных министров, в число которых вошли 5 самых могущественных даймё - Токугава Иэясу, Маэда Тосииэ, Уэсуги Кагэкацу, Мори Тэрумото и Укита Хидэиэ. Хидэёси заставил их поклясться, что они будут поддерживать Хидэёри, его пятилетнего сына, до тех пор, пока он сам не сможет править. Маэде и Токугаве он доверил воспитание сына.
5 тайро должны были управлять страной совместно с 5 бугё - ранее назначенными столичными префектами.
Однако между тайро и бугё согласия не было. Самым могущественным среди тайро был Токугава Иэясу, владения которого еще при жизни Хидэёси включали все 8 провинций равнины Канто - самого доходного района Японии. Токугава не раз вступал в борьбу за власть в стране, однако его все время оттесняли более могущественные или удачливые соперники - Такэда Сингэн, Ода Нобунага и Тоётоми Хидэёси. Но теперь, когда звезды старой гвардии ушли в прошлое, настал его час.
Другие тайро и бугё видели усиление Токугавы. Поэтому они сформировали антитокугавовскую коалицию, сердцем которой стал бугё исида Мицунари, и начали плести заговор против Иэясу.
Прежде всего Исида вступил в тайный сговор с Уэсуги Кагэкацу, могущественным даймё из Айдзу. Владения Уэсуги располагались к северо-востоку от владений Иэясу, в то время как основные владения других даймё антитокугавовской коалиции находились на западе острова Хонсю. По плану Исиды и Уэсуги они должны были одновременно ударить с двух сторон на Токугаву, взять его в клещи и разгромить.
Благодаря ловкости своих ниндзя, Иэясу вовремя выведал планы врага, но притворился, что проглотил приманку, и сделал вид, что выступает в поход против Уэсуги, чего только и ждал Исида, чтобы ударить ему в тыл. Медленное продвижение Токугавы на север к владениям Уэсуги создало у Исиды впечатление, что он успеет овладеть всем центром Хонсю прежде, чем Токугава сумеет вернуться назад. Однако Токугава обманул Исиду и вернулся назад тогда, когда его еще никто не ждал.
Кроме того Токугава, раскусив план врага, предвидел, что антитокугавская армия первым делом обрушится на его главную крепость в районе Кансай - замок Фусими, находившийся неподалеку от Осаки. Во время похода против Уэсуги Кагэкацу 25 июля 1600 года Токугава остановился на ночь в Фусими и провел весь вечер в беседе с командиром гарнизона, старым и преданным другом Тории Хикоэмоном Мототадой. Оба прекрасно понимали, что как только боевые действия начнутся всерьез - шансов устоять у крепости не будет. Но было ясно и другое: если она продержится хотя бы 2-3 дня, шансы Токугавы на победу резко возрастут.
Оборона замка Фусими
27 августа 1600 года, как и ожидал Иэясу, 30.000-ная армия Исиды Мицунари напала на замок Фусими. Узнав об этом, Токугава тут же приказал своему вассалу Ямаоке Митиами, младшему брату Ямаоки Кагэтаки, владельца замка в Сэта провинции Оми, поднять на борьбу буси из Кога. Сначала на помощь замку Фусими пришло около 100 ниндзя из Кога, а затем подтянулись еще 300 синоби. Всего под началом у Тории Мототады было около 2000 воинов.
Несмотря на многократное превосходство врага, крепость продержалась 10 дней и, возможно, простояла бы и дольше, если бы не предатель, семью которого Исида пригрозил распять, не поджег главную башню замка. Тогда Мототада повел 200 оставшихся в живых защитников крепости на вылазку и отбросил врага. Когда в живых осталось всего 10 воинов, он удалился во внутренние покои пылающего замка, чтобы совершить харакири. В это время в зал ворвался Сайга Сигэмото Магоити, предводитель ниндзя из Сайга, и подбежал к нему с копьем наперевес. Но, когда Тории назвал свое имя, он остановился, подождал пока доблестный воин не совершил сэппуку, и лишь после этого отрубил ему голову, которую затем выставили на Столичном мосту в Осаке. 6 сентября замок Фусими пал, но обошлось это Исиде очень недешево: в боях он потерял 3000 своих лучших воинов.
Многие буси из Кога погибли при защите Фусими. После победы при Сэкигахаре Иэясу решил воздать по заслугам буси из Кога, и создал отряд Кога-гуми из потомков погибших при защите Фусими ниндзя. Постоянным местом дислокации отряда Кога-гуми стал квартал Кога-мати в городе Аояма. Днем рождения Кога-гуми был объявлен день памятного сражения за замок Фусими 1 сентября 1600 года. В уезде Кога в этот день каждый год проводились празднества и моления духам погибших в тот день героев, а по происшествии 250 лет со дня этого сражения в 1849 году сёгунское правительство предоставило 70 пластин серебра на проведение заупокойной службы по погибшим. В это время во многих населенных пунктах уезда Кога появились надгробные памятники в честь героев обороны Фусими.
Гарнизон Фусими выполнил свою задачу и задержал врага до подхода основных сил Токугавы. По всей стране разгорелась широкомасштабная война, в которой приняли участие едва ли не все тогдашние даймё. В сражениях обе стороны активнейшим образом использовали ниндзя из Ига и Кога и многих других кланов, которые продемонстрировали в то время чудеса доблести и мастерства. Однако лучше всего показали себя ниндзя из Ига, служившие Токугаве. Тайная агентура, созданная знаменитым Хаттори Хандзо, наглядно продемонстрировала свое превосходство в этот период. Благодаря умелым и ловким действиям "садовников", Иэясу всегда на шаг опережал своих врагов и был в курсе всех их коварных замыслов.
Нинпо княжества Сацума
21 октября 1600 года армия Токугавы сошлась в решающей битве с войсками врага неподалеку от селения Сэкигахара, что на восточном побережье озера Бива. Это было грандиозное сражение, в котором участвовали около 160.000 воинов! Токугава Иэясу сумел одержать решительную победу. В битве обе стороны активно использовали отряды синоби. На стороне Токугавы сражались ниндзя из отрядов Ига-гуми и Нэгоро-гуми, многие госи из Кога. На стороне его врагов тоже были ниндзя из Ига, например отряд князя Мори. Но больше всего в этом бою прославились сутэ-камари даймё Симадзу, воевавшего против Токугавы.
Слово "сутэ-камари" составлено из двух глаголов: "сутэру", что значит "выбрасывать, оставлять, забрасывать", и "кагамару" - "гнуться, пригибаться, наклоняться". Сутэ-камари представляли собой особые диверсионно-разведывательные группы, которые забрасывались во время сражения в межпозиционное пространство или оставлялись для прикрытия отхода армии. Укрывшись в траве или кустах, они вели снайперский огонь из мушкетов и истребляли военачальников врага. Такая тактика получила название сутэ-камари-но дзюцу.
Благодаря победе в битве при Сэкигахаре, Токугава Иэясу смог расправиться со своими самыми могущественными врагами и в 1603 году принял титул сёгуна и основал новый сёгунат со столицей в городе Эдо. Однако борьба была еще далека от завершения. Оставался в живых Тоётоми Хидэёри, официальный наследник Хидэёси, и многие даймё продолжади поддерживать его. Но пока в стране воцарился мир.
Мятеж Ига-гуми
Одержав убедительную победу в битве при Сэкигахаре, Токугава продолжил политику Оды и Тоётоми, направленную на искоренение всех враждебных даймё, лиг, религиозных объединений. Многие князья, сражавшиеся на стороне его врагов, были обезглавлены, совершили сэппуку или лишились своих владений. Многие группы ниндзя потеряли нанимателей и были вынуждены либо поступить на службу к сёгунату, либо заняться разбоем. Вообще положение старинных кланов ниндзя в это время было довольно сложным. Поскольку войны на время прекратились, спроса на их услуги не стало. Ниндзя лишились привычного заработка шпионским и диверсионным ремеслом. Тогда ниндзя из Ига, располагавшие огромными шпионскими сетями, стали наниматься к купцам из города Сакаи, чтобы выведывать торговые и производственные секреты у их конкурентов. С тех пор в жаргоне Ига-моно прочно утвердился термин "Сакаи-си" - "служба в Сакаи". Хотя сами ниндзя из Ига пренебрежительно относились к такой неинтересной и бесславной работе, на некоторое время она стала их единственным источником дохода. Возможно, это был первый в мировой практике случай коммерческого шпионажа.
Намного лучше было положение синоби, поступивших на службу к сёгуну и объединенных в особые "шпионские отряды" (синоби-гуми) - Ига-гуми, Кога-гуми, Нэгоро-гуми. Отряду Кога-гуми была доверена охрана трех главных ворот замка Эдо, а отряд Ига-гуми охранял внутренние покои самого князя. По сообщениям источников, оба отряда включали приблизительно по 200 синоби, но, возможно, численность их изменялась во времени. Нэгоро-гуми выполнял полицейские функции в столице.
Такое большое количество синоби в столице привело к тому, что сёгунское правительство (бакуфу) было вынуждено предоставить им землю для расселения. В результате в Эдо появились кварталы Ига-тё и Кога-тё. Все воины из синоби-гуми получали солидное жалование и находились на привилегированном положении. В их функции входили сопровождение и охрана сёгуна во время парадных и ритуальных выездов.